Александр Гарелин: Арктический дневник. Глава 1-я.

«Посмотри-ка ты ночью туда,

Где Полярная светит звезда,

И пиши теперь письма свои

На архипелаг ЗФИ…».

1Эти стихи Юрий Визбор написал в августе 1968-м года, участвуя в полярной экспедиции на дизель-электроходе «Обь». ЗФИ – Земля Франца-Иосифа, архипелаг в Северном Ледовитом океане, состоящий из 192-х островов. Здесь на острове Рудольфа находится крайняя северная точка нашей страны. В июле 2013 года учёные из России и США на ледокольном судне «Полярис» отправились из Мурманска к далёким арктическим берегам. Организатором поездки выступил национальный парк «Русская Арктика». Одной из целей экспедиции стало проведение испытаний катера Sealegs 7.1 RIB в экстремальных условиях. В России и СНГ уникальные новозеландские амфибии представляет Холдинговая Компания Логопром.

Специально для проведения испытаний был приглашён технический директор проекта Sealegs Александр Гарелин. В течение 6-ти недель Александр Вадимович находился в арктических широтах. Каждый день командировки он запечатлел в фото и видеоотчётах и дневнике. Авторский текст подвергся минимальным редакторским правкам. Итак, глава 1-я…

221 июля. Воскресенье.

Вместо запланированного времени убытия из Нижнего Новгорода, уехали на 6 часов позднее. Регулировали привезенный из Питера новый прицеп, катер упорно не хотел «ложиться» на ролики. Пришлось поработать мозгами и «болгаркой». Только после того, как убедились, что катер надежно закреплен и хорошо сидит на прицепе, тронулись в путь.

3

Выехали в 19:00, надо проехать 2000 км с катером. Идет сильный дождь. Проехав 250 км за 3 часа, решили остановиться на ночлег. Переночевали у моей мамы в Вичуге, благо это по дороге, да и с мамой повидался сюрпризом. Полпятого утра двинулись дальше по маршруту на Мурманск. Впереди незнакомая дорога на север нашей необъятной Родины…

 

4

22 июля. Понедельник.

Едем. Мчимся. Леса, перелески, поля и речки, лето в самом разгаре. Дорога, извиваясь, ведет нас к намеченной цели. Болтаем и слушаем музыку.

Алексей Бараков, заместитель директора Национального парка «Русская Арктика», сообщил по телефону, что прилетит из Архангельска в Мурманск 24-го июля. В этот же день начнётся загрузка на корабль. Значит, торопиться не нужно.

5

Едем 50-70 км/ч. Любуемся местными пейзажами. Карелия. Здешняя природа очень красивая. Погода хорошая, солнечная. Останавливаемся, фотографируем виды. Периодически проверяем состояние прицепа. За сутки проехали 1200 км. Дорога в целом нормальная, но попадаются небольшие участки с некачественным покрытием, повсеместно идут ремонтные работы дорожного полотна.

Можно было поехать от Санкт-Петербурга, как многие делают, там дорога значительно лучше, но тогда получается «крюк» в 500 км. Так что идем справа от Онежского озера, напрямик. Время в запасе есть. Со связью здесь проблемы, местами она есть, а в основном её нет. Созваниваюсь с родными и по работе...

Спать легли в автомобиле на стоянке дальнобойщиков. Проспали до пяти утра. И снова в путь, завтра будет Мурманск.

7

23 июля. Вторник.

Приехали в 15:40 в Мурманск.

Устроились в гостинице «Моряк». Ничего, чистенько, недорого. И, что важно, от порта недалеко. Мурманск не впечатлил: «низкорослый» город, расположенный на сопках. Товары в магазинах дороже чем у нас, особенно удивила высокая стоимость рыбы. Это первое впечатление, времени познакомиться с городом поближе, к сожалению, не будет.

Катер на прицепе и автомобиль загнали на охраняемую стоянку у отеля. Уснули рано. Завтра погрузка на корабль.

9

24 июля. Среда.

Простояли у въезда в порт целый день. На территорию порта нас запустили вечером. Огромный круизный корабль «Полярис» ледокольного класса, на котором мы пойдем на Землю Франца-Иосифа, стоит у пирса. Судно четырёхпалубное, очень просторное внутри. На причал пребывают участники экспедиций, часто слышна американская речь. Все с большим количеством личных вещей.

10Меня поселили в двухместную каюту, очень маленькую, зато с туалетом и душем. Сказали, что моим соседом по каюте должен быть какой-то фотограф, но он так и не появился. С сотрудниками Национального парка «Русская Арктика» долго примерялись - куда крепить наш катер. В итоге определились, что катер будет закреплен на корме, на 3-й палубе. Катер будут грузить после погрузки контейнеров с батискафами завтра. Легли за полночь, полярный день вносит сумятицу в ощущение времени. Солнце садится полдвенадцатого ночи, но на улице светло, даже сумерками это не назовешь.

11

25 июля. Четверг.

Помогали сотрудникам МЧС грузить и готовить их лодки. Понравился доскональный подход спасателей к делу. Они используют французские «Зодиаки», тоже из хайполона, но пятиметровые и с надувным днищем. Лодки хорошие, качественно сделаны. Разговорились со спасателями - интересные ребята, от них узнали подробности этой экспедиции.

12

Оказывается, часть участников от Русской Арктики вместе со мной и нашим катером высаживаются на острове Земля Александры. Там и пройдут основные испытания нашей замечательной амфибии Sealegs 7.1 RIB. Остальные участники экспедиций отправятся дальше, работать по своей программе. Жить на острове будем в бывших казармах пограничников, готовить еду предстоит самим, продукты с собой организаторы везут. Об условиях напишу, когда будем на месте.

13

Много снимаю фото и видео. Перед погрузкой амфибии Sealegs, мой коллега Сергей Херодинов сделал на катере несколько маневров по акватории порта.

Демонстрация мощи новозеландского чуда привлекла внимание всех участников экспедиции. Сфотографировать уникальное судно желали все!

 

14

26 июля. Пятница.

Предварительное время отхода в экспедицию - 14 часов. Военные готовятся к празднованию дня ВМФ, поэтому бухта для прохода судов временно закрыта. Так что ждем.

Скоро обед. Кормят хорошо, три раза в день.

Сообщение по радио прошло, что отправка опять задерживается до 17:00, надеюсь, в указанное время отшвартуемся. Директор национального парка «Русская Арктика» Роман Ершов сказал, что на пути к Баренцеву морю будет много хороших видов, так что надо будет подготовить длиннофокусный объектив. Да и военные корабли сгруппировались для парада, пощёлкаем.

15

Поехали!

Отошли от пирса, как и было обещано, в 17:00.

Прошли Североморск с военными кораблями и подводными лодками.

Произвели впечатление атомные ледоколы, - мощно, красиво. Названия гордые – «Советский Союз», «Арктика», «50 лет Победы» и, конечно, наш первый атомный ледокол – «Ленин». После Североморска погода сменилась: солнце скрылось за низкими плотными облаками, и стало заметно прохладнее.

16

В 20:00 вышли в Баренцево море, сотовая связь пропала. Впереди - 1600 километров до ЗФИ. Берег скрылся. Куда не посмотришь - везде вода, утекающая за горизонт. Народ с верхней палубы стал расходиться по каютам.

На 20:30 назначен брифинг - знакомство с членами экспедиций и экипажем.

На брифинге представили экипаж корабля и руководителей экспедиций, они кратко рассказали о целях этих экспедиций. Далее было доложено о безопасности нашего похода и о действиях при ЧС (показали, как пользоваться гидрокостюмом и спасательным жилетом). Вспомнил про «Титаник». На улице - полярный день. Волна. Корабль величаво покачивается, немного неудобно, но вроде уже привыкаешь. Скорость у корабля небольшая - около 12 морских узлов (20 км/ч).

Лег рано - почти в двенадцать, качка не помешала уснуть.

27. Суббота.

Завтрак в 8:30. Ничего так, вкусненько. Ветер за бортом усилился. На море - небольшие «барашки». Корабль, переваливаясь через волны, так же, как и вчера, раскачивается из стороны в сторону. Но я же на флоте служил, так что не привыкать. Моросит небольшой дождичек, туман и низкие облака, неба не видно. Вода светлого изумрудно-голубого цвета, очень чистая и, наверное, очень холодная. Север. С нами по пути летят чайки, значит не так далеко ушли.

17

По радио передали метеосводку - температура воздуха +10, волнение моря - 3 балла. Небо к обеду прояснилось, видимость значительно улучшилась, стало появляться солнце, на горизонте живописные белые облака похожие на айсберги. Судя по навигатору, мы и трети пути еще не прошли, так что это явно не айсберги. За обедом пообщались с членами экспедиции от «Русской Арктики», они сейчас делают концепцию проекта создания на Земле Франца-Иосифа музея Арктики, также занимаются организацией очистки островов от хлама и мусора, которые остались после свертывания военной и хозяйственной деятельности на архипелаге.

18

Основная природоохранная цель - привести Арктику в надлежащий вид, наладить туристический бизнес. Я рассказал ребятам про наши амфибийные катера. Им, конечно, хочется испытать Sealegs на деле. В планах - объехать на нём близлежащие острова и оценить возможности катера в различных условиях Арктики.

Погода в течение дня менялась, однако, в целом день прошел тихо, без особых волнений моря. На поверхности воды попадаются медузы, причем некоторые больше метра в диаметре, с хвостами буро-зеленого цвета. Пересекаем Гольфстрим. Народ занимается по программам, готовит и проверяет своё снаряжение, что-то записывает. В холле много аквалангов и иного оборудования, электроника. Сделал несколько фотографий чаек и буревестников, находясь на верхней палубе.

Перебросил весь ранее отснятый материал на компьютер, зарядил аккумуляторы.

28. Воскресенье.

Метеосводка по корабельному радио: Ветер - 6 м/с. Температура +7 С. Волнение моря - 1 балл. Облачно.

19

Вода в море стала темно синей. Баренцево море - огромное, суровое. Как много событий связано с этим морем! Все те же чайки и буревестники летят рядом с кораблём. Журналист-фотограф от National Geographic рассказал про различия морских птиц, про крачек, глупышей и буревестников, теперь я вроде их не путаю.

Прошли половину пути. По плану должны завтра к вечеру подойти к месту первой стоянки. Наш выход - Земля Александры. С руководителем национального парка «Русская Арктика» Романом Ершовым на капитанском мостике посмотрели штурманские карты этого острова. Глубины приличные.

Жить будем рядом с погранзаставой «Нагурское», подход через закрытую бухту «Северная», так что волнения сильного не будет.

На море также тихо, без штормов. Хорошо!

 

Текст и фото: Александр Гарелин.

Материал подготовил к печати: Кирилл Савинов.