Александр Гарелин: Арктический дневник. Глава 2-я.

MAINПродолжаем публикацию дневника технического директора проекта Sealegs Александра Гарелина, который он вёл на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Напомним, в июле-августе 2013 года в экстремальных условиях Крайнего Севера проводились испытания уникального новозеландского амфибийного катера, организованные национальным парком «Русская Арктика» совместно с Холдинговой Компанией Логопром.

Дневник Александра Гарелина публикуется с минимальными редакторскими правками. Язык автора сохранён.

129 июля. Понедельник.

Сегодня должны добраться до точки высадки. На улице плотный туман, корабль заметно сбавил ход. Температура +3. Ветер юго-западный, 6 м/с (странно - ветер и туман одновременно).

Подошли к острову Земля Александры. Нас встретил ледник, всюду плавают айсберги. Ненадолго выглянуло солнце, и бело-голубой лед предстал во всей красе! 2Народ высыпал на верхние палубы фотографировать. Через полчаса зашли в бухту выгрузки. Наш катер выгрузили первым, без проблем и быстро. До берега метров двести. Потом спустили спасательные «Зодиаки», они стали перевозить вещи. Глубины здесь у берега большие, эхолот показывает, что под катером - 70 метров. В годы Великой Отечественной войны здесь была база немецких подводных лодок. Я сделал на катере Sealegs несколько ходок между кораблем и берегом, перевозил людей. Волнение поднялось до 3-х баллов. 3Амфибия ведёт себя замечательно. Правда, болтанка немного мешает швартовке к кораблю, но ничего, освоился. Корабль ушел, оставив на берегу 11 человек (вместе со мной). Вернется за нами в конце августа. Приехали «Уралы» с пограничниками, загрузили весь наш скарб. Катер накрыли чехлом и оставили на берегу. Приехали на бывшую пограничную заставу. Условия быта - нормальные, обещали завтра даже горячую воду дать. Готовить будем месяц сами. Перспектива...

4Помчались на амфибии Sealegs по волнам к леднику. Катер хорошо управляется с большим волнением океана, но ветер и волна постоянно льют воду в катер. Благо, на нас - непромокаемые спецкостюмы…

Так как ночи нет, легли черт знает во сколько. Кровать скрипит…

30 июля. Вторник.

На завтрак - геркулесовая каша.

5После отправляемся с руководителем ФГБУ Национальный парк «Русская Арктика» Романом Ершовым в дальний поход на катере. Фотографируем, пишем видео. Айсберги, водопады, краснокнижные птички, катер, берег, лед, опять айсберги. Ушли аж за 90 километров, на Землю Георга (самый большой остров ЗФИ).

Пробег катера за день - 170 км. Средний расход бензина – 40 л/ч.

Спать, спать, уже опять за полночь. Командировочка!

731 июля. Среда.

Подъем в 8:00. После вчерашних скачек по волнам тело всё болит. Вставать не хочется, но надо. Опять каша. Чувствую, за месяц она надоест.

…Сегодня медведица с двумя медвежатами наведалась на станцию, отогнали. Я в это время крутил гайки, надеюсь, потом ещё увижу белых медведей. 9Сказали, на острове живут порядка 8-ми крупных белых медведей (не считая медвежат), далеко от базы без ружья не уходим. По погоде - наш март-апрель. Снег и земля, под ногами вечная мерзлота, на улице +2, ветрено и пасмурно. Из растительности - только мох, полярный мак и то редко попадается, земля и камни. Хожу закутанный по-зимнему. Холодно. Воду горячую все-таки дали, завтра надо побриться…

1 августа. Четверг.

Последний месяц лета. Утро. На улице +2. Подъём. Завтрак. Каша на этот раз манная. Вкуснотища! Утром проехали на амфибии по острову. 11На пересеченной местности со спусками и подъёмами под 30 градусов катер справляется замечательно. На полном газу стабильные 10 км/ч. Есть небольшие опасения за колеса, вся поверхность острова - острые камни и глина. Пограничники помогли с мойкой, вымыл катер теплой водой. Цивилизация! Поставил катер у крыльца, укрыл тентом.

… После ужина вымылся в ванне. Красота! Завтра в планах - ехать в бухту Топографов, которая находится перед ледником на нашем острове земля Александры. Мне выдали рацию, поставил её на зарядку. Скрипучая кровать приняла тело.

122 августа. Пятница.

На улице сильный ветер. Он начался вечером и так и не стих, став ещё порывистей. То туман, то низкие облака, правда, без дождя. В воздухе - водяная взвесь. Иногда выглядывает солнце, но, посмотрев на безобразие, творящееся у нас внизу, сразу же прячется. В бинокль видно, что происходит на море. Сплошные белые буруны. Рисковать не буду, подождём, пока стихнет ветер…

Проверил все соединения, подкачал колеса катера. Борта хорошо держат накаченное давление, клапаны не спускают воздух.

Обед. Вкуснейшая куриная лапша. Назначенный повар Дмитрий замечательно готовит. На второе макароны с обжаренной морковкой и тушенкой. Уплёл всё за милую душу.

Перечитал инструкции по катеру, - вроде ничего нового. Просмотрел видео с производства катеров.

13Специалист Роман пытается настроить спутниковую антенну для работы с интернетом. Обещает: ещё пару дней и всё будет. Посмотрим. Основная масса ребят уехала на Омегу. Омега - база, двухэтажный дом на берегу бухты, обшитый сайдингом, бывшая гидроакустическая станция. Ее отдали «Русской Арктике», и планируется в этот сезон закончить там ремонт (отопление, коммуникации и т.п.), и на следующий год уже жить там. Хороший и добротный дом, коттедж.

153 августа. Суббота.

Проспал до полдесятого, все спят. Прогулялся. На улице туманно и ветрено, не так как вчера. Значит, во второй половине дня можно будет выйти в море.

Позавтракал блинчиками, - назначенный повар Дмитрий расстарался в честь выходного!

16Посмотрел пару фильмов, правда, уже забыл, про что. Сходил на крышу базы, осмотрел в бинокль окрестности. Туман, ветер холодный. Мишек не видно. Зашил чехол на катере, - в месте, где винт, он разорвался.

Вечер, ветер стих. Решили ехать. У меня всё готово. Поехали 6 человек. Дорога до моря - 40 мин. Гидравлика в норме, скорость - 10 км/ч. В течение 3-4 часов по воде объехали местные достопримечательности, осмотрели места выходов катера на берег. Таких мест очень мало, - везде скалы, большие камни, ледники. 17И всё же несколько спусков нашли, даже поднялись зигзагом в гору метров на 100-150 метров под углом 20 градусов. Вернулись за полночь, снимали на фототехнику катер и лёд. Наконец-то сфотографировал семью медведей. Два медвежонка с мамашей чинно шли вдоль нашей дороги в одном с нами направлении. Расстояние - метров 500, косолапые заметили нас, медвежата уверенно направились в нашу сторону. 18Мы на всякий случай поддали газку: медведица может не понять наши добрые намерения, мы для них - еда.

Чувствую, с этим режимом сна собьюсь, опять уже два ночи. Завтра - воскресенье.

Итог дня по расходу бензина: на 75 км – 55 литров, это в среднем – 38 литров на 100 километров.

204 августа. Воскресенье.

Выходной. Заканчивается вторая неделя моей северной командировки.

Погода тихая, но, как обычно, туман. Сегодня никто никуда не поедет. Смотрел фильмы на ноутбуке, читал. День прошел незаметно. Видели ещё одного медведя, но очень далеко, чтобы разглядеть, его снимали на камеру с увеличением, получилось плохо. Завтра (или послезавтра), если погода позволит, должны прилететь два вертолета с людьми, которые будут заниматься уборкой мусора на островах ЗФИ.