Шесть недель на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Организаторам и участникам шоу «Последний герой» такое не снилось. Мы публикуем третью главу дневника технического директора проекта Sealegs Александра Гарелина, который в июле-августе 2013 года в составе полярной экспедиции проводил на территории национального парка «Русская Арктика» испытания уникального новозеландского амфибийного катера Sealegs 7.1 RIB. Эти суда представляет в России и СНГ Холдинговая Компания Логопром.
5 августа. Понедельник.
Новая трудовая неделя. Как обычно, подъём в 8 утра. Завтрак. Рисовая каша как клейстер, не очень.
Заместитель директора национального парка «Русская Арктика» Алексей Бараков сообщил, что на этой неделе к нам придет корабль «Поларис» и, возможно, я уйду с кораблём по островам в качестве катера поддержки экспедиции, но это предположение. Здесь все основные возможности катера уже показаны. Катер уверено выходит на необорудованный берег, перемещается по пересечённой местности. Люди удобно располагаются в амфибии, есть куда положить вещи. Низкая температура не оказывает отрицательного влияния на судно. На воде, если нет сильного ветра, в катере сухо и комфортно. При волне он тоже безопасен. Оценку катера участниками экспедиции я бы сформулировал в трёх словах – восторг, удивление и признание.
Не проверили выход катера на льдину, поскольку льдины здесь просто нет, кругом айсберги и их осколки. Хотя прошлым летом, говорят полярники, вся бухта Северная была забита большими льдинами.
Вечером опять поехал в бухту, вызвали на станцию «Омега». Пять километров – 40 минут по грунтовке. Наш амфибийный «трактор» медленно, но уверенно доставил меня и моего сопровождающего – человека с ружьём Евгения – к воде. На «Омеге» сели ещё 4 человека, поехали искать грот в Немецкой бухте. Не нашли. Погода тихая, неспешно прошли вдоль бухты. Глубины разные, по левую руку от бухты они до 25 метров прямо у берега. На эхолоте много рыбы. На правом берегу глубины у берега до 150 – 170 метров. Вернулись на базу около 9 вечера. Ночью с неба сыпалась снежная крупа. Ужин. Сон.
6 августа. Вторник.
Морозит. Иногда лёгкий снежок падает с неба, но лужи не замерзают пока. Завтрак. Ребята собираются на «Омегу», говорят ещё один день и отопление на станции будет сделано. Вертолёты так и не прилетели, в Хатанге нелётная погода.
На воду не ездили. День прошел незаметно. Завтрашний день Алексей объявил выходным по двум причинам – закончили досрочно проводку отопления на «Омеге» и, возможно, в ближайшие выходные не получится отдохнуть. Как установится хорошая ясная погода, надо будет ещё видео поснимать в бухте, где много айсбергов. Ждём.
7 августа. Среда.
Разбудил голос по рации, пограничники вызывают яхту «Тара». Оказалось, на этой яхте должен подойти принц Монако Альбер II. Интересно. Когда подойдёт, мы тоже на Sealegs пойдём в бухту. Погода плохая, дует сильный юго-западный ветер. Холодно.
Специалист Роман наладил интернет. Здорово! Я попытался отправить три фотки на «большую землю», не знаю, дойдут ли, – скорость интернета очень медленная.
Яхта «Тара» сначала отправилась на маленький остров Флора, и к Земле Александры подошла лишь ночью.
8 августа. Четверг.
Хорошая погода окончательно сдалась. Туман, дождь, ветер и небольшой плюсовой градус.
Обсуждали поездку на Флору. Остров находится в 160 км от нас по прямой. Далековато, – в один конец 4 часа скачек. Посчитал бензин. Сложность поездки – много открытых мест, где может разгуляться волна (Британский пролив), опасно. Сегодня точно не поедем – туман сильный. На Флоре одна из экспедиций, которая шла с нами на корабле (4 человека), у эстонки кончилась её вегетарианская пища, надо отвезти, мне интересно побывать в новых местах.
После обеда на катере Sealegsпоехали в бухту к яхте принца Монако. Восемь человек загрузились в нашу амфибию и, не торопясь, мы отправились вглубь острова по пригоркам и ухабам. Правда, самого принца на яхте не оказалось. 14 французских ученых на полярной яхте идут в кругосветку по северному пути, вокруг Ледовитого океана за полгода. Постоянно берут пробы воды и изучают планктон в зоне припая (новое для меня слово). Как выяснилось, очень авторитетная команда, и всего две яхты в мире могут себе позволить такие кругосветки по Ледовитому океану. Показали яхту, рассказали, чем они занимаются, очень интересно. Потом катал их на катере к леднику и близлежащим айсбергам. Как хорошо мы угадали с цветом амфибии! На фоне айсбергов и ледника красный Sealegs идеально вписывается в картины черно-белых арктических пейзажей, любой другой (белый, чёрный, зёленый) здесь бы потерялся, а красный – супер!
9 августа. Пятница
Морозное утро. Минус 3 – 5, лужи покрылись тонкой корочкой. Ветер слабый, облачно с прояснениями, тумана нет, бодрит. Погода меняется прямо на глазах.
На завтрак пшённая каша, вкусно.
Архивирую фото и видеоматериал, раскладываю по папкам и датам.
… Ночью подморозило, ветер стих и пошёл легкий снег. Сделал несколько фото запорошенного катера.
10 августа. Суббота.
За окном – лёгкий минус, поднялся ветер, облака серой массой неспешно проплывают и сквозь пелену иногда пробиваются лучи солнца. Руки на ветру сразу мерзнут. Не хочу летом зиму! На завтрак – манная каша, – как обычно без претензий. Сегодня день уборки, ребята уходят на станцию «Омега» убирать территорию от хлама. Я буду мыть катер, внутри очень грязно. Кончились деньги на спутниковом телефоне, пока не положат в Архангельске, звонить домой не получится, но есть спутниковый интернет, можно общаться с «большой землёй» по почте. Интернет бесплатный – подарок РосКосмоса в качестве эксперимента: Земля Франца-Иосифа – самая северная точка, подключенная к интернету.
Катер вымыл, накрыл чехлом.
Читал литературу про Арктику – нашёл в интернете. Познавательно. Буду рекомендовать знакомым. Я сейчас нахожусь на Крайнем Севере и всё, что с ним связано мне интересно. К сожалению, увидел только самую малость этого огромного мира и в благоприятное время (арктическое лето, полярный день, терпимая погода, хорошие условия быта, холодно только иногда бывает). Русская Арктика – необъятный и вполне реальный мир, с минимальным населением (приезжим, конечно) и почти нетронутым природным миром (не считая того бардака, что здесь в прошлом веке). Проблемами Арктики наша страна серьёзно занялась только в последние годы. Понятно, одна из главных причин этого – политический и экономический интерес. Ведь после развала СССР сюда со всего мира устремились и военные, и учёные. Север, в реальном смысле, – белое пятно на глобусе. Сколько здесь разбазаренных месторождений природных богатств уже нашли!
В 90-х много военных и полярных баз было закрыто и просто заброшено. Всё построенное в советское время развалилось в этих суровых полярных условиях.
Условия и климат в Арктике отличаются от материковых, но эти трудности для человека, наверно, и сохраняют нетронутым этот удивительный уголок земли, где не каждый отважится жить и работать. Удачи и сил энтузиастам – полярникам и учёным в их труде в Русской Арктике!
А теперь – спать. Завтра новый день моей арктической командировки.
11 августа. Воскресенье.
Ленивое утро. Проснулся полдесятого. Выходной. На завтрак – гречневая каша, чай с булкой. Хлеб печём сами. Вообще с питанием все хорошо, – самые необходимые продукты в наличии, спасибо организаторам. Крупы, консервы, пряники, соки, молоко, мука, сухофрукты, майонез, кофе, чай, шоколад… Вечером с материка должен придти пароход и прилететь самолёт. На Землю Александры прибудут студенты для уборки острова, всего 30 человек. Начальник погранзаставы совместно с руководством национального парка «Русская Арктика» решают вопрос, связанный с размещением и питанием этого стройотряда.
Катер стоит у окна, зачехлённый, ждёт команды на выход. Мне не хватает видео катера на воде с берега. Но в море, скорее всего, выйдем только завтра. Мне сейчас для хороших кадров надо волну.
Гуляю по базе. Прочитал новости на нашем сайте. У нас в Логопроме – много интересного происходит!
|