Александр Гарелин: Арктический дневник. Глава 4-я.

mainИз лета в зиму. Испытания а Арктике уникального новозеландского амфибийного катера Sealegs 7.1 RIB стали настоящим испытанием и для технического директора проекта Александра Гарелина. И подробнее об этом мы узнаём от первого лица. Сегодня представляем вашему вниманию 4-ю главу полярного дневника Александра Вадимовича…

 

112 августа. Понедельник.

Новая неделя, четвёртая с начала командировки. На улице солнце и не такой сильный ветер, как обычно. Подморозило. А в Нижнем Новгороде 31 градус – жара. Надоело спать одетым. Хочу тепла. В комнате постоянная температура +12 – +15. Надо потерпеть. Уверен, что испытания катера и фото-материалы, которые я здесь готовлю, принесут пользу Холдинговой Компании Логопром – представителю Sealegs в России и СНГ. Так что вперёд!

2Вчера вечером пришёл корабль, но из-за сильной волны его не стали разгружать, перенесли это мероприятие на сегодня. Надеюсь, что мы с катером тоже выйдем на воду. После совещания у пограничников, было решено произвести разгрузку корабля с помощью специального плота. Так что катер стоит на месте. На базу из бухты «Уралами» стали привозить вещи и продукты приезжих. Оказалось, что часть вещей и продуктов предназначена для пограничников. Прибыла первая группа студентов, всего 14 человек. Они останутся здесь до 15 – 20 сентября. Вечером прилетит самолёт. Говорят, что он уже вылетел из Мурманска. 3На его борту – представитель национального парка «Русская Арктика», который должен привезти леску и крючки, может тогда организуем (в научных целях, конечно) арктическую рыбалку (официально здесь рыбалка запрещена). На эхолоте рыба есть и много, осталось её поймать.

Прилетел самолет Ан-26. Появились новые люди, разгружаются. По рации постоянно какие то разговоры и команды. Пришёл начальник заставы, расселение, подселение. Будем знакомиться, из разговора слышал – 4 человека из ФГУНПП «СевМорГео» и студенты, набранные из разных институтов страны. Кроме того, на ЗФИ прибыли рабочие полярного фонда, нанятые для уборки территорий. Когда прилетят вертолёты, их перебросят на арктическую свалку на остров Греэм-Белл.

4На французском сайте (адрес нашел в листовке, которую мне дали на яхте) опубликовали статью с фото, на котором ученые с нашим катером.

… За окном пролетела белая чайка – краснокнижная, белая, у нас в городе таких нет. Этот вид чаек живёт на островах архипелага Земля Франца-Иосифа. Как рассказали учёные, эти птицы даже зимой отсюда не улетают, чем они питаются зимой – не понятно, ведь кругом снег, лёд и полярная ночь. Загадка.

513 августа. Вторник.

Ударный труд на благо Арктики. Уборка. Все вышли на уборку территории рядом с базой. Были собраны кучи металла. Потом их увезут техникой на берег бухты, а далее – пароходом на материк. Погода морозная, сильный туман, ветер, мелкий дождь и плюс 1.

В обеденном меню – борщ с настоящим мясом (не из тушёнки!), на второе – картофельное пюре со свежей рыбкой (зубатка или треска вроде), компот, яблоко. Супер! Это удовольствие приехало с людьми с большой земли. Также к нам прибыл профессиональный повар с помощником. Не хочу принизить заслуги нашего повара Дмитрия, – ему было труднее, выбора продуктов меньше, а каши его я долго, наверно, буду вспоминать с большим удовольствием. После обеда работа продолжилась до 19:00, командир студентов не согласился с завершением и оставил своих продолжать. Мол, солнце ещё высоко. С учётом того, что оно сейчас совсем не садится, можно предположить, что они будут ещё долго работать. Понятно, это их первый рабочий день, «отрываются по полной».

7Катер так и стоит под чехлом, мечтая о море и скорости. Ему, как и мне, хочется доказать, что он очень сильный и надёжный, не боится ни океанских волн, ни крутых подъёмов. Такого катера не видела Арктика, и он будет доказывать свою дружелюбность, выносливость, неприхотливость и, самое главное, возможность приносить пользу в Заполярье на все 100 процентов. А я ему помогу в этом.

За окном дождь сменился мелким снежком, значит, плюс сменился на минус. Из разговора по рации услышал, что студенты тоже возвращаются, при такой погоде энтузиазма хватило ненадолго. Думаю, что скоро они войдут в ритм, и всё наладится.

6На ужин, о чудо! – Жареная курица с макаронами. Песня!

После ужина занялся подготовкой снастей, привезли, как я говорил раньше, крючки и леску.

На часах – уже завтра. За окном завывает ветер, сильный, хорошо слышно. Спать.

814 августа. Среда.

Утро. Завтрак. За окном – сносная погода. Провозились долго. Решили – на рыбалку едем впятером, нас трое, а также начальник заставы и руководитель полётов. Поехали в бухту.

Итак, рыбалка. Рыбалка, можно сказать, состоялась, но рыбы не поймали. 10В бухте много рыбы, вероятно, сайки (рыба типа мойвы), и её много на дне. Для сайки нужны мелкие крючки, а у нас их нет. Ну не беда, вышло солнце и осветило красиво айсберги и ледник. В поисках красивых мест «навернули» 50 километров вдоль острова. Айсберги, их осколки, мы красиво лавируем между ними. Встретили мишку, метров 300 до него, он на берегу, мы на катере, пофоткали, специалисты сказали, что это медведица. Также из живности видели песца, ничего особенного, типа мелкой лисицы на длинных ногах. Снимал на видео. 9Поснимали на видео и катер, – ребят высадил на остров и на фоне ледника покатался с виражами. Решили возвращаться, так как надвигалась синяя туча и туман. Дойти по-тихому не удалось. Погода сменилась мгновенно, начался шторм 3 – 4 балла, а может и больше. Берега не видно, иду по навигатору. Волны огромные, снег и ветер в лицо, обзорности никакой. Скорость пришлось сбросить. А нам ещё километров сорок по такой волне до места. Ветер загоняет волну сбоку в катер. Пассажиры сразу промокли. Мне сырость не страшна, – я в спецкостюме, а под ним зимняя снегоходная одежда. Костюм не промокает, и к тому же, при попадании в нём в воду невозможно утонуть, он выполняет функцию спасательного жилета. Вещь! Потихоньку, потихоньку (30 – 40км/ч) добрались до нашей бухты и, не останавливаясь, направились на базу. Только бы не заболели мои пассажиры!

Снег усилился и начал бить прямо в лицо. Хорошо, что шлем есть – очки надвинул и как-то различал дорогу. Катер показал себя с самой лучшей стороны в экстремальных условиях. Хорошо держался на волне, взбирался и падал, не доставляя особых неудобств. Были, конечно, и жёсткие удары днищем катера об воду (куда ж без них в шторм-то!), но никто не вылетел за борт. На суше передний привод не включал, катер справился с имеющимися подъемами.

… Ужин. Картофельная запеканка и чай с кексиками. Живём! Ветер за окном не утихает. Зима прямо-таки. Посмотрел видео и фотографии, что сегодня наснимали. Жаль шторма мало, камера то вверх, то вниз, но атмосфера драйва немного передалась. После сегодняшней скачки тело поламывает. Хочется лечь и уснуть, так и сделаю. Сегодня исполняется 27 лет, как мы познакомились с моей женой Леночкой. С праздником тебя, любимая! Скучаю и считаю деньки до нашей встречи.

1215 августа. Четверг.

Еле проснулся. На завтрак – манная каша, за окном та же погода – снег не падает, но сильный ветер и туман.

Погода за окном наладилась лишь на ночь глядя. Стих ветер, выглянуло арктическое солнце, – светит, но не греет. Настроение улучшилось. В выходные должен подойти к острову грузовой пароход, будем что-то разгружать. До конца командировки осталось меньше дней, чем прошло. Жалко только, когда вернусь, в Поволжье уже будет осень.

1416 августа. Пятница.

Погода менялась в течение дня несколько раз: туман, ветер, мороз, оттепель, дождь, снег… В общем, все капризы погоды в одном флаконе в одном месте и в сжатое время. Что не менялось – это туман и ветер, они постоянны. Ничем не примечательный день. Уборка территорий, завтрак, обед, ужин. Катер, отмытый вчера, скучает под окном, укрывшись от непогоды чехлом. Побаливает немного голова, видно от такой погоды. В помещении 12 градусов. Тепло в батареях включают ненадолго, после часа ночи и всего на 4 часа. Говорят, что-то сломалось у пограничников в котельной. Ночью придет с острова Греэм-Белла грузовой корабль, но разгружать его пойдут только утром, на море шторм. По всей округе на земле белыми столбами торчат большие мешки, набитые собранным и отсортированным хламом. Издали напоминают огромные мешки с картошкой. Потом их соберут и увезут на большую землю. Интернет то и дело «вылетает», даже отправить короткое письмо не могу. Завтра по графику вроде выходной, но с приходом корабля его, наверно, отменят.

1817 августа. Суббота.

Выходной отменили. Пришёл сухогруз с техникой («КАМАЗы», вездеходы). Выгрузка с корабля на берег будет осуществляться через аппарель на самоходную баржу, далее – на берег. Необходимо ехать в бухту и проверить возможность корабля разгрузиться. Готовлю катер. Вместе со мной – 9 человек. На улице – туман и ветер. Приехали в бухту, там волна, балла три не меньше, барашки на гребнях волн. Связались по рации с кораблем, они тоже не хотят рисковать. Так, что ждём у моря погоды. Фотографирую, снимаю видео. Решил выйти в море – пройтись по большой волне среди айсбергов. Тут возникла проблема. Весь воздух пропитан водой. Туман. Ветер. Изморось. Как только снимаешь крышку объектива, сразу же на нём образуются капли воды, фокусировка перестает работать и снимок получается плохой, размытый. 19То же самое происходит и с видеокамерой, но упускать такую возможность не хотелось, надеюсь, и этот материал пригодится. Заместитель руководителя национального парка «Русская Арктика» Алексей Бараков с берега снимал, как я на катере «крутил» виражи и прыгал по волнам. Айсберги с берега выглядят маленькими, а когда я к ним подъехал, оказалось, что их высота достигает 15 – 20 метров. Вода у подножия айсбергов светло зелёная, это отсвечивает лед подводной части ледяной глыбы, – красиво и жутко.

Заправили из бочек в канистры 80 литров солярки. Обедать на базу не поехали, перекусили тушёнкой на станции «Омега» (она рядом с бухтой). После обеда подошли на катере к кораблю, по шторм-трапу забрали двух человек и отвезли на берег, они осмотрели берег и определились, куда сможет причалить баржа, и где будет производиться разгрузка, когда шторм стихнет. 20Ветер после обеда только усилился. На море драйв – волны, брызги. Скорость не больше 30-ти км/ч, при увеличении скорости катер начинает летать и врезаться носом в волну, которая накрывает его целиком. Экстремально и опасно. Где-нибудь на Чёрном море это было бы даже забавно, а здесь – Северный Ледовитый океан, – купаться не хочется. Шторм не утихал. Мы подождали часов до семи и тронулись обратно на базу. Доехали без проблем, задний привод справляется, ребятам даже не пришлось перед горками высаживаться, облегчая вес катера для подъёма. Ужин. Кино про войну перед сном…

2118.08. Воскресенье.

Утром ветер так и не стих, так что корабль дожидается от моря милости, и разгрузка пока откладывается на неопределенный срок. Выходного сегодня тоже нет, все вышли на работу. Убирают мусор. Мусор – доски, бревна, деревяшки (складируются отдельно в кучи), пластик, куски отходов, металлические тросы, куски железа, бочки, детали машин и механизмов, провода и т.п. Всё это собирается в кучи и в мешки. Учесть надо, что некоторые предметы приходится откапывать, а некоторые, очень тяжелые, одному не поднять. Все это происходит при отвратительной погоде и в грязи. В общем, труд тяжелый. 22После обеда началась разгрузка корабля. Мы с катером остались на базе. Вечером вышло солнце и стих ветер. Разгрузка закончилась в 4 утра.