Александр Гарелин: Арктический дневник. Глава 6-я.

mainАрктика покорилась уникальной новозеландской амфибии! Сегодня мы завершаем публикацию дневника технического директора проекта Sealegs Александра Гарелина, который он вёл в течение 6 недель, находясь в командировке на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Там, в составе полярной экспедиции, организованной национальным парком «Русская Арктика», представитель Холдинговой Компании Логопром, проводил тестирование катера Sealegs 7.1 RIB в экстремальных условиях.

 

 

126 августа. Понедельник.

Вот и наступила крайняя неделя моего заточения на архипелаге ЗФИ, остались считанные дни. Скоро домой.

Утро. О том, что утро пасмурное, можно и не писать, ясно же, что солнце здесь – не частый гость. Хорошо хоть ветра и тумана нет. Утром падали «белые мухи», но без ветра кажется, что на улице тепло. Сижу на базе. В обед прилетел вертолёт, который давно ждали. 2Завтра он с частью ребят из полярного фонда улетит на остров Греэм-Белл. Перестирал в стиральной машине все вещи, до отъезда должны высохнуть. Читаю, давно не было такой возможности. С марта месяца одни командировки, да и в обычные дни посидеть с книжкой не удаётся, всегда находятся дела. А здесь есть свободное время. Пользуюсь моментом. Завтра утром поеду с ними в бухту, времени почти не осталось, надо форсировать события – снимать, снимать фото и видео.

327 августа. Вторник.

Утро спокойное и солнечное, как по заказу. Едем на катере в бухту. На море волнение около двух баллов, потряхивает, но ничего. До обеда находим красивые виды и снимаем лёд, снег, волны, и, конечно же, катер. Забрались на высокую точку, где стоит пограничный столб, несколько кадров на фоне символа российской границы. Домой на обед.

4Ура! Радостная весть! Завтра около трех дня прибудет ледокольный корабль «Полярис», и мы с катером отправимся домой. Теперь осталось вымыть амфибию.

Вечером ездили к самолету, который разбился на острове при посадке в 60-х годах прошлого века.

528 августа. Среда.

Праздник! Сегодня домой! Ура!

Утро, завтрак. Погода второй день – класс! Солнце, полное отсутствие тумана, слабый ветерок. Где ж ты раньше была, хорошая погода? Поехал к пограничникам на мойку, вымыл катер, он должен в достойном виде приехать домой. Провозился до обеда. После обеда сижу на чемоданах. Пароход задерживается до 18:00, ну ничего, подождём.

На улице слышен лай собак, – на базу пожаловал медведь.

6Ещё несколько фото на память об этом удивительном уголке нашей земли…

Наконец, поступила команда выдвигаться. До бухты долетели, как на крыльях. На горизонте виден наш корабль среди айсбергов. Сначала я на катере отвёз людей и вещи, волнение море небольшое, проблем никаких. С парохода взял четверых – они останутся на ЗФИ. С лёгкостью вывез их на катере Sealegs на берег.

И вот я уже зацепился за кран, меня поднимают на борт. Катер закреплён и зачехлён. Всё очень быстро и без неожиданностей. Поселили в другой каюте – одноместной. Красота! Чистое бельё! Тепло. Уютно. Корабль болтает на океанской волне, шторма нет, балла два – три. Через три дня должны быть в Мурманске.

729 августа. Четверг.

Примерно в 4 часа ночи начался шторм. Разбудила сильная качка и упавший на пол обогреватель. Дойти до Мурманска спокойно не удалось. Корабль швыряет сильно, несмотря на его большие размеры. Баллов 5 – 6 не меньше, волны поднимаются до третьей палубы. Очень сильно мутит. Еле дождался окончания дня. Морская болезнь. Тяжело.

830 августа. Пятница.

Шторм немного утих, но к качке очень тяжело привыкнуть. Заставил себя позавтракать. Вверх – вниз. Вверх – вниз. Тем, кто любит карусели, будет здесь хорошо. Развлечение. Проверил крепление катера, закреплён хорошо на борту корабля, шторм – не помеха. Подводим итоги арктических испытаний.

1031 августа. Суббота.

Тяжёлое испытание выдалось на мою долю, третий день похода, и шторм не утихает. Невозможно спать, всю ночь не смог заснуть, – сильно качает. Такой качки я не испытывал со времен службы на флоте. Жесть!

После обеда волнение начало стихать, побродил по кораблю, посидел на лекции об освоении ЗФИ, рассказали про все экспедиции на архипелаг в виде презентации. Познавательно и интересно. 11Скоро должны подойти к Кольскому полуострову, но корабль сбавил ход. Узнал, что лоцман для прохода до Мурманска прибудет на корабль только в 6 утра завтра. Значит, в порту будем около десяти часов. На разгрузку дадут 3 часа. Наш катер выгрузят первым. Красота!

Скоро должна появиться сотовая связь (ближе к ночи), созвонюсь с любимой женой Леночкой! Обещали вечером дать горячую воду, можно будет помыться…

Итоги проведения арктических испытаний катера Sealegs 7.1 RIB.

Общее время нахождения в Арктике – 32 дня (за 80-й параллелью).

Общее время нахождения в командировке – 44 дня.

Температура воздуха -6…+6 С.

Температура воды в океане 1,5 С.

Волнение море от 1 до 4 баллов.

Самый длинный разовый переход – 130 км.

Хранение катера – на отрытом воздухе под чехлом рядом с базой.

Испытания на двух островах архипелага ЗФИ – Земля Александры и Земля Георга.

Общий пробег катера:

  • по воде 460км (средняя скорость – 50км/ч);
  • по суше 85км (средняя скорость – 10км/ч).

Общий расход бензина – 340 литров.

Общий расход масла – 7 литров.

Собрано около 80 Гб фото и видео материала.

Проверены возможности катера в арктических условиях:

  • выход на не оборудованный каменистый берег, как в слабую волну, так и в накат при волнении моря;
  • возможность катера преодолевать участки с большим количеством льдин (ледяные реки), без повреждений двигателя, винта и катера (без повреждения лакокрасочного покрытия);
  • возможность обоих двигателей заводиться и устойчиво работать при минусовых температурах;
  • возможность работы гидравлической системы при минусовых температурах;
  • возможность катера двигаться по суше непрерывно более 1 часа (предел так и не установлен) при температуре воздуха -6…+6 С;
  • возможность катера перемещаться по воде в шторм до 4-х баллов и преодолевать морскую зыбь;
  • способность хайполоновых бортов держать давление воздуха при минусовых температурах;
  • возможность катера перемещаться по бездорожью островов архипелага ЗФИ, не вызывая давления на почву;
  • способность шин катера преодолевать острые камни архипелага без повреждений;
  • выносливость аккумуляторов катера к минусовым температурам;
  • стойкость хайполона и лакокрасочного покрытия катера к воздействию морской воды и нефтепродуктов;
  • способность погрузки/выгрузки катера на корабль посредством трехточечного крепления;
  • удобство и безопасность размещения пассажиров и вещей на катере;
  • безопасность посадки и высадки пассажиров в условиях Арктики.

В целом испытания пройдены успешно с оценкой «хорошо».

Технический директор проекта Sealegs Александр Гарелин.